17, Октябрь 2015

Деньги вместо льгот

«Автотор» может получить из бюджета более 13 млрд руб. компенсации за то, что с апреля 2016-го потеряет право не платить таможенные пошлины. Проект автокластера уже забуксовал из-за кризиса и без льгот не смог бы работать.

ОЭЗ закрывается

Инвестиционная группа «Автотор» первой начала серийное производство автомобилей иностранных брендов в России: с 1997 года она развивает совместные с зарубежными компаниями проекты на базе бывших оборонных предприятий в Калининградской области. В 2014 году «Автотор» выпустил 186 тыс. автомобилей, на 24% меньше, чем годом ранее, финансовые показатели не раскрываются.

После того как американская General Motors (GM) в марте 2015 года решила свернуть российские проекты, «Автотору» пришлось нелегко, рассказывал в интервью РБК владелец группы Владимир Щербаков: «Совокупная мощность «Автотора» рассчитана на 250 тыс. машин. Из них до 130 тыс. машин производилось для GM. Сегодня этот объем ушел. Мощности мы начинаем консервировать. Есть несколько вариантов, но все на стадии подготовки».

Без господдержки «Автотор», продолжающий выпуск моделей BMW, Kia, Hyundai и Tata Daewoo, просуществовал бы в лучшем случае до конца 2016 года, утверждает источник, близкий к производителю. Проблемы на рынке наложились на отмену льгот для калининградских компаний: с 1 апреля 2016-го из-за требований Всемирной торговой организации (ВТО) перестает действовать закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», то есть местные предприятия лишатся права беспошлинно ввозить сырье для производства и вывозить продукцию в страны Таможенного союза — Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию.

Например, сборы за ввоз автокомпонентов могут вырасти для «Автотора» до 15%. При этом производство группы на 77–80% зависит от импортных комплектующих, затраты на которые на фоне девальвации рубля за год увеличились примерно вдвое, рассказывал собеседник РБК со стороны «Автотора». Таможенные льготы повышали рентабельность «Автотора» — до сих пор делали проект конкурентоспособным, подчеркивает сенатор от Калининградской области Николай Власенко.

Без таможенных льгот «Автотору» будет непросто, соглашается аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов: новые расходы придется перекладывать на себестоимость автомобиля, что в текущих условиях сделать очень сложно. Сейчас емкость рынка в России вдвое ниже совокупного объема производственных мощностей — примерно 1,5 млн против 3 млн машин, объясняет он.

Обещанная компенсация

Но до конца октября компенсация «Автотору» может быть согласована, рассказали РБК два чиновника и источник, близкий к компании.

В проекте федерального бюджета на 2016 год, который согласован правительством и будет внесен в Госдуму до 25 октября, предусмотрена общая компенсация для региона в размере 66,7 млрд руб. в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». Когда программа утверждалась в 2013 году, предполагалось, что размер помощи в 2016-м составит всего 6,5 млрд руб. Но на совещании, которое премьер-министр Дмитрий Медведев провел в Калининграде в мае 2014 года, было принято решение об увеличении субсидий. В декабре правительство утвердило правила предоставления межбюджетных трансфертов (передаются на основании ежегодно заключаемого соглашения между Минэкономразвития и региональным правительством) на поддержку калининградского бизнеса, но сама сумма не публиковалась.

По утвержденным правилам сумма субсидий должна складываться из расходов на оплату труда в регионе, страховых и пенсионных взносов, умноженных на расчетный коэффициент 0,5. Министр экономики Калининградской области Анастасия Кузнецова объясняла, что если бы размер компенсации рассчитывался в декабре 2014-го, то он бы составил около 68 млрд руб.: «Фонд оплаты труда в Калининградской области по итогам 2013 года составил 94,9 млрд руб. Размер страховых взносов, официально представленный пока только за 2012 год, составляет около 42 млрд. Эти два показателя, суммированные и помноженные на коэффициент 0,5, дают итоговую цифру».

По словам федерального чиновника, примерно такая же формула будет использоваться и при расчете компенсации для конкретной компании, поэтому «Автотору» может достаться почти половина средств — 25–30 млрд руб. Другой источник, близкий к автопроизводителю, утверждает, что с учетом инвестиций и вклада в валовый продукт региона «Автотор» получит около 20% господдержки, то есть более 13 млрд руб.

Представители «Автотора» и Минфина на запрос РБК не ответили.

«Нет принятых решений»​

​В правительстве не собираются ограничиться помощью Калининграду только в 2016 году, рассказал РБК представитель Минэкономразвития: сейчас министерство разрабатывает соответствующие предложения, в основную госпрограмму может быть добавлена статья о «господдержке организаций, осуществляющих свою деятельность на территории области». Предполагается, что помощь организациям будет неизменной до 1 января 2020 года, а после этого срока начнет сокращаться ежегодно на 5%.

Калининградская область не имеет собственных сырьевых ресурсов, тут дорогая и сложная логистика, но главное — нет прямого доступа к внутреннему рынку России, отмечает Власенко. «В кризис локальные регионы всегда поддерживаются государством, так как они страдают больше других. В 2008 году, например, валовый продукт Калининграда упал в 1,5 раза сильнее ВВП страны. Согласно негативному сценарию, без господдержки область лишилась бы порядка 50 тыс. рабочих мест и 20% ВРП», — объяснил сенатор.

Льготы по налогу на прибыль и имущество для «Автотора» и других компаний региона сохранятся: с 2006 года в Калининградской области действует закон, который обнуляет их для резидентов до 2031 года.

Кроме того, «Автотор» рассчитывал на получение специальных таможенных льгот для своего нового автокластера: с 2012 года совместно с канадско-австрийской Magna он планировал построить шесть автозаводов полного цикла мощностью 250 тыс. машин в год и 15 заводов по производству автокомпонентов, общий объем инвестиций мог превысить 118 млрд руб. Под этот проект у «Автотора» есть «спящее» соглашение о промышленной сборке: оно дает право на льготный ввоз комплектующих по ставке 0–5%. Его компания планировала активизировать как раз к 1 апреля 2016 года, когда закончатся льготы для ОЭЗ.

Но проект забуксовал из-за кризиса: параметры и инвестиции были порезаны, сроки сдвинулись, а главное — бренды, выпуск которых предполагался, не подтвердили свое участие в проекте. «В настоящий момент у нас нет никаких принятых решений по поводу дальнейшего развития локального производства ввиду сложной экономической ситуации», — заявил представитель Kia. То же самое говорят в BMW, в Hyundai на запрос не ответили.

Источник